Материалы

Проведен мониторинг решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Иркутским институтом законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского проанализированы правовые позиции органов конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации за период с 1 по 31 декабря 2015 года.

В течение декабря 2015 года органами регионального конституционного (уставного) правосудия принято два решения: постановление Конституционного суда Республики Татарстан и постановление Уставного Суда Свердловской области.

Конституционный суд Республики Татарстан признал соответствующими Конституции Республики Татарстан положения Закона «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан». Положения определяют перечень должностных лиц и (или) структурных подразделений, ответственных за прием уведомлений о проведении публичных мероприятий. В частности, они устанавливают, что заключение органа исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченного в области транспорта и дорожного хозяйства, об обстоятельствах, препятствующих проведению публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, является основанием для доведения уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в который подается уведомление о проведении публичных мероприятий до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уставным Судом Свердловской области решался вопрос о соответствии Уставу Свердловской области статьи 1 Закона «О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в части изменения порядка избрания главы муниципального образования в Березовском городском округе. Постановлением Уставного Суда закрепленная в законодательстве области возможность избрания главы муниципального образования городского округа депутатами представительного органа местного самоуправления, а не посредством прямых выборов, признана соответствующей Уставу Свердловской области.

Сотрудники института также провели анализ законодательства Иркутской области, регулирующего общественные отношения, ставшие предметом рассмотрения в указанных выше решениях органов регионального конституционного (уставного) контроля. По результатам анализа высказаны предложения по совершенствованию законодательства Иркутской области.