Материалы

О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере противодействия коррупции

При принятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции необходимо учитывать полномочия органов местного самоуправления.

Муниципальный нормативный правовой акт это решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения; по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения реализуются сельским поселениями в случае закрепления за ними этих полномочий законом субъекта РФ.

Законом Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» не за всеми поселениями эти полномочия закреплены (приложение 22). В частности, на территории Братского, Катангского, Киренского, Куйтунского, Мамско-Чуйского, Ольхонского, Осинского районов осуществление мер по противодействию коррупции не закреплено за сельскими поселениями.

Реализуя полномочия по противодействию коррупции на территории поселений, муниципальные районы принимают нормативные правовые акты (часть 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

В случае передачи муниципальным районом части полномочий по решению вопроса местного значения (противодействие коррупции) сельским поселениям в соответствии с заключенными соглашениями, поселения вправе осуществлять нормативное регулирование переданных вопросов, если это прямо предусмотрено соглашением.

Органы местного самоуправления как муниципального района, так и сельского поселения, реализуя функции нанимателя (работодателя), вправе регулировать правоотношения в сфере противодействия коррупции в соответствии с законодательством. Так, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений определяется представителем нанимателя (работодателем) (часть 5 статьи 9). Лицо, замещающее должность, занятие которой устанавливает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11).

07.04.2022