04
23
Обзор основных нарушений правил юридической техники, выявленных по результатам проведенной экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области в 1 квартале 2023 года
По итогам проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов выявлены следующие нарушения:
- Не соблюдаются требования к форме индивидуализированного заголовка нормативных правовых актов, применяя флаговый (от левого края) способ печатания, обычный шрифт.
Согласно пункту 31 Правил юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области от 14 июля 2021 года № 187-уг (далее – Правила), индивидуализированный заголовок правовых актов печатается центрированным способом без отступов с прописной буквы полужирным шрифтом.
- В преамбуле нормативных правовых актов отсутствует правовая основа их издания, правовое предписание Устава Иркутской области, предусматривающее соответствующее полномочие субъекта.
Пунктом 32 Правил предусмотрено, что в преамбуле указывается правовая основа принятия (издания) нормативного правового акта, а также правовое предписание Устава Иркутской области, предусматривающее полномочие субъекта, указанного в пункте 1 настоящих Правил, по принятию (изданию) нормативного правового акта.
- В преамбуле в качестве правовой основы издания нормативных правовых актов приводятся нормативные правовые акты без указания их реквизитов.
В соответствии с пунктами 32, 70 Правил в преамбуле правового акта указывается правовая основа принятия (издания) нормативного правового акта. При ссылках на правовые акты используется официальное обозначение данных правовых актов, которое включает последовательно расположенные вид правового акта, дату его принятия с предшествующим словом "от", номер правового акта, а также индивидуализированный заголовок правового акта (при его наличии), заключенный в кавычки.
- В нормативных правовых актах применяется сокращение официального обозначения, которое не используется в дальнейшем по тексту либо приводится неединообразно, употребляется сокращенная форма, которая ранее не приводилась.
В силу пунктов 14, 72 Правил при неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт при первом его упоминании применяется сокращение его официального обозначения. Если в тексте правового акта многократно применяется понятие, то при первом применении такого понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенная форма: «(далее - ...)», при этом указывается соответствующая сокращенная форма в именительном падеже. В дальнейшем последовательно употребляется только сокращенная форма.
- Используется наименование организаций, которое не соответствует учредительным документам.
В силу пункта 14 правил наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти и иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, географических объектов, административно-территориальных образований, организаций указываются в соответствии с правовыми актами, учредительными документами организаций, устанавливающими данные наименования.
- Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, составляется с нарушением хронологической последовательности их принятия (издания).
В соответствии с пунктом 106 Правил правовые предписания о признании нескольких правовых актов или их структурных элементов утратившими силу излагаются в виде перечня соответственно правовых актов или их структурных элементов. Данный перечень составляется в хронологической последовательности принятия (издания) правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
- Даты нормативных правовых актов а тексте и реквизитах оформляются цифровым способом.
Согласно пункту 16 Правил даты в тексте и реквизитах нормативного правового акта оформляются словесно-цифровым способом. Даты указываются в следующей последовательности: число (одной или двумя цифрами), месяц (словом), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже без сокращения.
- Используется понятие «заключение прокуратуры Иркутской области».
Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрена подготовка органами прокуратуры экспертных заключений о результатах правового анализа проектов нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 10.1 Соглашения о порядке взаимодействия между Губернатором Иркутской области и прокуратурой Иркутской области в сфере нормотворчества от 30 марта 2017 года № 05-18-2/17 прокуратурой области по результатам правового анализа проекта нормативного правового акта направляется письменная информация.
Иные нарушения:
- ссылки на нормативные акты, утратившие силу;
- отсутствие нумерации страниц;
- несоблюдение последовательности нумерации структурных элементов;
- необособление структурных элементов красной строкой;
- многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки (несоблюдение правил правописаний падежных окончаний имен существительных и глаголов, пропуск предлогов, знаков препинания и др.).
Обзор подготовлен отделом регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов Иркутской области