Обзор экспертиз муниципальных нормативных правовых актов

Иркутский институт муниципальной правовой информации имени М.М. Сперанского

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 1 квартале 2024 года

В Иркутский институт муниципальной правовой информации имени М.М. Сперанского в 1 квартале 2024 года поступило 8015 муниципальных правовых актов, включено в Регистр 7706 муниципальных нормативных правовых актов.

Проведена правовая экспертиза 960 актов из них: положительных - 465, отрицательных - 462, не соответствуют правилам юридической техники - 33.

Результаты экспертиз показали о распространенности нарушений при предоставлении муниципальных услуг, при установлении местных налогов и в сфере коррупции.

1. В административных регламентах, регулирующих предоставление муниципальных услуг, не соблюдались требования к стандарту предоставления муниципальной услуги, установленные статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

1)  правовые основания для предоставления муниципальной услуги (пункт 5 части 1 статьи 14);

2) требования к помещениям по обеспечению доступности для инвалидов, установленные статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (пункт 12 части 1 статьи 14).

2. В административных регламентах, регулирующих предоставление муниципальных услуг в сфере земельных отношений:

1)  не учитывались положения Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Росреестра от 2 сентября 2020 года № П/0321 (в редакции от 22 ноября 2023 года № П/0473), что выражается в нарушении прав заявителей, поскольку отдельные документы, которые заявитель  обязан был представить самостоятельно, перенесены в перечень документов, запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия;

2) при установлении оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не учитывались изменения, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 627-ФЗ в подпункт 8 статьи 3916 ЗК РФ, которым  предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

3) не учитывались изменения, внесенные в подпункты 13, 15 пункта 8 статьи 3911 ЗК РФ (Федеральный закон от 25.12.2023 № 627-ФЗ), согласно которым в предоставлении муниципальной услуги должно быть отказано, если:

- земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном развитии или принято решение о комплексном развитии территории, реализация которого обеспечивается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации;

-  земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и (или) региональной инвестиционной программой.

3. В административных регламентах, регулирующих предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не учитывались изменения, внесенные в часть 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» Законом Иркутской области от 28 декабря 2023 года № 171-оз). Указанным законом расширен перечень категорий заявителей, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

4. В муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих налог на имущество физических лиц, исключались из объектов налогообложения, облагаемых по ставке 0,1 %, гаражи, что свидетельствовало о том, что в отношении гаражей применяется налоговая ставка, используемая в отношении прочих объектов – 0, 5 %. Согласно пункту 3 статьи 406 НК РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Таким образом, ставка налога на гаражи не может превышать 0, 3%.

5. В муниципальных нормативных правовых актах о земельном налоге вводились налоговые льготы в отношении ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, при этом муниципальному акту придавалась обратная сила. По сравнению с ранее действующим муниципальным нормативным правовым актом, из категории лиц, имеющих право на налоговую льготу, исключались ветераны и инвалиды боевых действий, что ухудшало положение указанной категории налогоплательщиков. Таким образом, было допущено нарушение статьи 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о налогах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют 

6. Допускались нарушения в муниципальных правовых актах в сфере противодействия коррупции.

1) В муниципальных образованиях утверждались одновременно два муниципальных правовых акта, как о подразделении, так и о должностном лице, ответственном за профилактику коррупционных и иных правонарушений. В результате на территории муниципального образования действовали два нормативных правовых акта, регулирующих одни и те же правоотношения, при этом устанавливающие различные нормы их реализации (коллизия правового регулирования).

Таким образом, было допущено нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2005 года №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», согласно которым органы местного самоуправления обязаны определить в своей штатной структуре подразделение или должностное лицо, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушен

2) в муниципальных образованиях принимались муниципальные нормативные правовые акты в форме постановления администрации «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими администрации муниципального образования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Вместе с тем в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие должности,  включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Таким образом, поскольку порядок представления сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Иркутской области, и государственными гражданскими служащими Иркутской области Иркутской области регулируется Указом Губернатора Иркутской области от 10 ноября 2009 года № 260/200-уг, в принятии дополнительного муниципального нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения, нет необходимости.

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 4 квартале 2023 года

1. По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов о порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты специализированного жилищного фонда муниципального образования и обеспечении граждан жилыми помещениями для социальной защиты выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства, а именно, имеет место нарушение компетенций органов местного самоуправления. Так, муниципальные нормативные правовые акты в данной сфере принимаются постановлениями администрации, а не решениями представительного органа. В части определения порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда компетенция администрации муниципального образования отсутствует, исходя из следующего.

Муниципальные нормативные правовые акты определяют порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты специализированного жилищного фонда, а также порядок обеспечении граждан жилыми помещениями для социальной защиты.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которым, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, относятся жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Уставами муниципальных образований (далее - Устав) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (к которому относится муниципальный специализированный жилой фонд для социальной защиты), находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (Думы).  

Кроме того, Уставами предусмотрено, что администрация муниципального образования осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с порядком, установленным Думой.

В Уставах полномочия администрации  муниципального образования по определению порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда  не предусмотрены.

Как правило, нормативные акты Думы, передающие полномочия по определению порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации, в регистре муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области не зарегистрированы.

2. По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих местные налоги, выявляется отсутствие со стороны органов местного самоуправления мониторинга действующего законодательства по внесенным изменениям в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Так, в абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ внесены изменения Федеральным законом от 31.07.2023 г. № 389-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2024 года, а именно:

слова «и объектами» заменены словами «и (или) объектами», слова «доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект» заменены словами «части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества», слова «и к объектам» заменены словами «и (или) к объектам».

Однако указанные изменения в большинстве случаев в муниципальных нормативных правовых актах,  устанавливающих местные налоги на 2024 год, не учтены.

Кроме того, муниципальные акты содержат положения, согласно которым налогоплательщики – организации   уплачивают авансовые платежи по земельному налогу не позднее последнего числа месяца, следующим за истекшим отчетным периодом.

Вместе с тем согласно абзацу второму пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Изменения относительно срока уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему были внесены в абзац второй пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ и вступили в силу  с 1 января 2023 года.

3. По результатам правовой экспертизы муниципальных актов - административных регламентов, регулирующих предоставление муниципальных услуг в сфере земельных отношений, выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением положений Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Росреестра от 2 сентября 2020 года № П/0321 (в редакции от 16 августа 2023 года
№ П/0307).

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 3 квартале 2023 года

По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов,  регулирующих предоставление муниципальных услуг в сфере земельных и имущественных отношений, выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства.

1. В административных регламентах, регулирующих предоставление муниципальных услуг, содержатся положения, предусматривающие получение информации по вопросам предоставления муниципальной услуги и о ходе предоставления муниципальной услуги, информации о порядке подачи и рассмотрения жалобы, направление заявления и получение муниципальной услуги посредством Регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  (часть 2 статьи 21) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг.

Вместе с тем постановление Правительства Иркутской области от 12 февраля 2013 года № 34-пп «Об утверждении Положения о региональной государственной информационной системе, обеспечивающей предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», признано утратившим силу постановлением Правительства Иркутской области от 20 июня 2023 года № 510-пп.

Таким  образом, предоставление муниципальной услуги, в том числе и размещение информации о порядке ее предоставления, посредством региональной государственной информационной системы «Региональный портал государственных и муниципальных услуг» в настоящее время не осуществляется.

2. При проведении правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений, выявляются факты издания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ), нормативных актов за пределами полномочий, установленных законодательством.

Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, входящие в границы ЦЭЗ БПТ (озеро Байкал и ЦЭЗ БПТ признаны объектом Всемирного наследия), являются ограниченными в обороте и в частную собственность не предоставляются.

Поскольку Слюдянский муниципальный район (за исключением Быстринского муниципального образования), Ольхонский муниципальный район, Листвянское, Голоустненское, Большереченское (в части территорий р.п. Большая Речка и п. Черемшанка) муниципальные образования Иркутского муниципального района на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р входят в границы ЦЭЗ БПТ,  органы местного самоуправления перечисленных выше территорий не вправе предоставлять в собственность соответствующие земельные участки, в том числе бесплатно, и вести земельный учет в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».

3. В административных регламентах предоставления муниципальных услуг по постановке граждан на земельный учет и предоставлению земельного участка в собственность граждан бесплатно наиболее часто встречаются следующие нарушения требований законодательства:

1) условия предоставления земельного участка в собственность бесплатно многодетной семье не содержат условие, предусмотренное абзацем пятым подпункта «а» пункта 5 части 1 стати 2 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее - Закон Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ) - членам многодетной семьи не предоставлялась мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта;

2) в описании отдельных категорий заявителей отсутствуют положения, предусматривающие предоставление земельных участков гражданам, постоянно проживающим в поселении, находящемся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что противоречит пунктам 2, 3, 4, 5, 10 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ;

3) в перечне документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, указываются свидетельство о рождении и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если это свидетельство выдано компетентными органами иностранного государства (при наличии в документе сведений о национальности) и решение суда о признании национальной принадлежности к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Вместе с тем предоставление заявителем данных документов не предусмотрено подпунктом 3 пункта 10 Перечня документов, подтверждающих отнесение заявителей к категории граждан, обладающих правом на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2017 года № 428-пп (в редакции от 14.12.2021 № 989-пп). Для подтверждения права заявителя на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 146-ОЗ необходим документ, подтверждающий принадлежность гражданина к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, запрашиваемый в порядке межведомственного взаимодействия.

4. В административных регламентах предоставления муниципальных услуг по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях распространённым нарушением является перечень предоставляемых документов для оказания услуги, который сформирован без учета документов, определённых Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».

Кроме того, основания отказа в предоставлении муниципальной услуги  по  принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствуют требованиям статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов во 2 квартале 2023 года

Проведенный анализ муниципальных нормативных правовых актов показал, что при их разработке не всегда учитываются актуальные изменения федерального и регионального законодательства.

В муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление муниципальных услуг, типичным нарушением законодательства является  указание Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как органа, осуществляющего предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 31, частью 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» полномочия по предоставлению выписок из Единого государственного реестра недвижимости осуществляет публично-правовая компания «Роскадастр».

Не всегда учитываются требования законодательства, предусматривающие проведение реорганизационных мероприятий в структуре органов государственной власти и государственных учреждений.

Например, в административных регламентах предоставления муниципальных услуг в качестве органа, уполномоченного на рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и его работников, указывалось министерство экономического развития Иркутской области, тогда как в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27 мая 2021 года № 368-пп «О министерстве цифрового развития и связи Иркутской области» таким органом является министерство цифрового развития и связи Иркутской области.

Кроме того, при регулировании порядка обмена информацией через систему межведомственного взаимодействия устанавливалось, что сведения о трудовой деятельности, сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, запрашиваются в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Вместе с тем с 1 января 2023 года организацией, уполномоченной на предоставление соответствующих сведений, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, созданный в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Правовое положение указанного фонда определяется Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Распространенным является нарушение прав заявителей на получение полной и актуальной информации о сроке предоставления муниципальной услуги. В отдельных административных регламентах, регулирующих порядок предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, принятых на основе типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг, включенных в Перечень массовых социальных значимых государственных и муниципальных услуг Иркутской области, утвержденный приказом министерства цифрового развития и связи Иркутской области от 28 сентября 2021 года № 65-7/21-мпр, отсутствовала полная информация о сроке предоставления муниципальной услуги – срок определялся через отсылку к Земельному кодексу Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 12, пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления муниципальной услуги, в который включаются, в том числе положения о сроке предоставления муниципальной услуги. В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 210‑ФЗ заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальной услуги.

Таким образом, срок предоставления муниципальной услуги включается в административный регламент путем отсылки к конкретным положениям (статьям, пунктам и т.д.) Земельного кодекса Российской Федерации, в которых этот срок определен, или посредством закрепления срока предоставления муниципальной услуги, исчисленного в днях (месяцах и т.д.).

В муниципальных правовых актах выявляются единичные факты нарушений закона при установлении прав заявителей на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, определенных законом.

В соответствии со статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

5) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

При этом в муниципальных актах в перечне лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений маневренного фонда, не указывались граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В ряде муниципальных правовых актов в качестве документа, который должен быть представлен заявителем для подтверждения трудовых отношений, указывалась трудовая книжка.

Вместе с тем согласно Федеральному закону от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» с 1 января 2021 года трудовые книжки на лиц, впервые поступающих на работу, не оформляются, а документом, подтверждающим факт трудовых отношений, являются сведения о трудовой деятельности.

Следует учитывать, что указанные сведения находятся в распоряжении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия, в связи с чем не допускается требовать их представления от заявителя при оказании муниципальных услуг. Согласно пункту 8 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к документам в сфере трудовых правоотношений, которые граждане должны представить самостоятельно, относятся только документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года), а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания.

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 1 квартале 2023 года

По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов,  регулирующих осуществление муниципального контроля, земельные отношения, выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства.

1. В муниципальных правовых актах, регулирующих осуществление муниципального контроля, наиболее часто встречаются следующие нарушения норм законодательства:

1) отсутствует компетенция на принятие муниципального нормативного правового акта по отдельным видам муниципального контроля у органов местного самоуправления сельского поселения, в случае если Законом Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями не закреплены полномочия по вопросам местного значения, связанным с осуществлением отдельных видов муниципального контроля, и отсутствует соглашение о передачи части полномочий по вопросам местного значения между муниципальным районом и сельским поселением;  

2) положением о виде муниципального контроля периодичность проведения плановых контрольных мероприятий определяется для каждой категории риска без определения вида контрольного мероприятия, что не соответствует части 1 статьи 25 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), согласно которой периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска;

3) положением не устанавливаются сроки проведения обязательного профилактического визита, что не соответствует части 7 статьи 52  Федерального закона № 248-ФЗ;

4) представительные органы местного самоуправления утверждают положение об одном и том же виде муниципального контроля в двух вариантах: с риск-ориентированным подходом и без риск-ориентированного подхода, что противоречит положениям статьи 22 Федерального закона  № 248-ФЗ, согласно которой муниципальный контроль осуществляется либо с применением системы управления рисками (риск-ориентированный подход)  либо без применения такой системы;

5) органами местного самоуправления утверждается положение о виде муниципального контроля при отсутствии в границах муниципального образования объекта контроля (например, положение о муниципальном контроле в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, о муниципальном лесном контроле), что не соответствует положениям части 9 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ;

6)  в муниципальном правотворчестве встречаются случаи утверждения положения о виде муниципального контроля постановлением местной администрации, что противоречит пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ, согласно которому положение  о виде муниципального контроля утверждается представительным органом муниципального образования;

7) в предмет правового регулирования отдельных положений о муниципальном земельном контроле, принятых представительными органами муниципальных районов, входит осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования, что не в полной мере соответствует пункту 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится      осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района, а также в границах сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в случае если Законом Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за такими сельскими поселениями не закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. В отдельных административных регламентах, регулирующих предоставление муниципальных слуг «Предварительное согласование предоставления земельных участков»,   «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно», принятых по типовым административным регламентам в соответствии с Перечнем массовых социальных значимых муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвержденным приказом министерства цифрового развития и связи Иркутской области от 28 сентября 2021 года № 65-7/21-мпр, не учтены изменения, внесенные приказом Росреестра от 23 ноября 2022 года № П/0446 в Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Росреестра от 2 сентября 2020 года № П/0321,  вступившие в силу с 4 марта 2023 года.

3. Администрациями сельских поселений принимается административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации» в отсутствие компетенции на его принятие. В соответствии с пунктом 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в отношении земель, расположенных в границах сельского поселения, полномочиями по принятию решения об установлении публичного сервитута в соответствии с главой V.7 ЗК РФ наделены органы местного самоуправления муниципального района.

4. При принятии органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, регулирующих порядок передачи в муниципальную собственность животных без владельцев и дальнейшего обращения с ними, в данные акты включаются правовые нормы, не относящиеся к предмету правового регулирования нормативного акта и не относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, в частности  вопросы  умерщвления (эвтаназии) животных.

На территории Иркутской области порядок применения эвтаназии регулируется Приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 24 августа 2020 года № 53-спр «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Иркутской области» (далее – Приказ Службы ветеринарии Иркутской области № 53-спр), где подпунктом 11 пункта 4 которого предусмотрены случаи умерщвления (эвтаназии) животных без владельцев.

 

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 4 квартале 2022 года

По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих местные налоги, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельные и жилищные отношения, выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства.

1. В муниципальные правовые акты, устанавливающие земельный налог на 2023 год, включались нормы, противоречащие требованиям федерального законодательства в части срока уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему налогоплательщиками-организациями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ (в редакции от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ) с 1 января 2023 года земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

2. В отдельных административных регламентах, регулирующих предоставление муниципальных слуг «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане», «Предварительное согласование предоставления земельных участков», «Предоставление земельных участков муниципальной собственности, на торгах», «Перераспределение земель и (или) земельных участков»,  принятых по типовым административным регламентам в соответствии с Перечнем массовых социальных значимых муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвержденным приказом министерства цифрового развития и связи Иркутской области от 28 сентября 2021 года № 65-7/21-мпр, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, было отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.  

Вместе с тем, определяя в тексте Регламента полномочия органа местного самоуправления, предоставляющего услугу, необходимо учитывать требования федерального законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения относится распоряжение земельными участками, находящихся только в муниципальной собственности. А к полномочиям  органов местного самоуправления городского поселения, городского округа, муниципального района согласно статье 33 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

 

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 3 квартале 2022 года

По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельные и жилищные отношения, выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства.

1. В муниципальные правовые акты, устанавливающие налог на имущество физических лиц, включались нормы, противоречащие требованиям федерального и регионального законодательства в части способа определения налоговой базы, которая определялась из инвентаризационной стоимости.

Статья 403 Налогового кодекса РФ и Закон Иркутской области от 12.11.2019 № 112-оз «Об установлении единой даты начала применения на территории Иркутской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусматривают, что с 1 января 2020 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется только исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

2. В отдельных административных регламентах, регулирующих предоставление муниципальных слуг «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане», «Предварительное согласование предоставления земельных участков», «Предоставление земельных участков муниципальной собственности, на торгах» не учитываются изменения, внесенные в пункт 16 статьи 1110 Земельного кодекса РФ Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ, вступившие силу с 1 июля 2022 года, которыми дополнен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

3. В административных регламентах, регулирующих процедуру постановки граждан на земельный учет и предоставление земельных участков в собственность бесплатно, перечень категорий заявителей, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не всегда соответствует положениям статьи 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее – Закон № 146-оз). Так не указываются в качестве заявителей граждане, проживающие в поселении, находящемся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории; граждане, жилые помещения которых утрачены (уничтожены или признаны непригодными для проживания) в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, для предоставления им земельных участков для ведения садоводства, огородничества для собственных нужд.

4. В муниципальных правовых актах, регулирующих порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом используются формулировки «имущество администрации муниципального образования», «реестр муниципального имущества администрации муниципального образования», которые противоречат требованиям действующего законодательства. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 8 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество находится в собственности муниципального образования, а не органов местного самоуправления.

 

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов во 2 квартале 2022 года

По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельные и жилищные отношения, выявляются однотипные нарушения, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства.

1. В муниципальных правовых актах, регулирующих порядок предоставления муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, не учитывались изменения, внесенные Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 352-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) вступившие в силу с 1 января 2022 года.

Согласно действующей редакции пункта 4 части 1 статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ обязанность по представлению бухгалтерского баланса возлагается на заявителя только в случае его отсутствия в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если же заявитель представляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерский баланс может быть получен антимонопольным органом из государственного информационного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В этом случае представление бухгалтерского баланса является правом заявителя.

2. В муниципальных правовых актах о поддержке малого и среднего предпринимательства приводился неполный перечень запретов, касающихся порядка владения и (или) пользования муниципальным имуществом, включенным в перечень, предусмотренный частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

Согласно части 42 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ в отношении указанного имущества запрещаются переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 171 Федерального закона № 135-ФЗ.

Таким образом, при перечислении указанных запретов в муниципальных нормативных правовых актах необходимо приводить их полный перечень в точном соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ, а не отдельные из них.

3. В административных регламентах предоставления муниципальных услуг по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, а также по передаче гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность не всегда учитывались изменения, внесенные Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 433-ФЗ в часть 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) и вступившие в силу с 1 января 2021 года.

Согласно пунктам 3, 31 части 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ при обращении за предоставлением муниципальных услуг на заявителей возлагается обязанность по представлению только свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенного перевода на русский язык, а также свидетельств об усыновлении, выданных органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации. Представление иных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния является правом заявителя.

В нарушение пунктов 3, 31 части 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ в административные регламенты были включены положения, закрепляющие обязанность заявителей по представлению всех без исключения свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состоянии.

4. В административных регламентах предоставления муниципальных услуг необоснованно предусматривалось направление жалоб на решения, действия (бездействие) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и его работников в министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 27 мая 2021 года № 368-пп «О министерстве цифрового развития и связи Иркутской области» и действующей редакции постановления Правительства Иркутской области от 25 апреля 2018 года № 295-пп «Об уполномоченном должностном лице исполнительного органа государственной власти Иркутской области» органом, уполномоченным на рассмотрение соответствующих жалоб, является министерство цифрового развития и связи Иркутской области.

5. В административных регламентах по предоставлению земельных участков без проведения торгов при установлении оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не учитывалась актуальная редакция статьи 3916 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности, в административных регламентах не соблюдались положения Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ, которыми подпункт 31 статьи 3916 Земельного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, а в подпункты 9, 10 статьи 3916 Земельного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, связанные с обеспечением комплексного развитий территорий.

 

О типичных нарушениях, выявленных по результатам проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в 1 квартале 2022 года

По результатам правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения, управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельные отношения, правовые акты в сфере контроля, выявляются однотипные нарушения, связанные с последними изменениями законодательства.

1. Так, в административных регламентах о предоставлении земельных участков без проведения торгов не учитывались положения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 476-ФЗ в статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В новой редакции статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка участникам долевого строительства в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, в круг заявителей, имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, включены участники долевого строительства.

2. В отдельные административные регламенты, регулирующих процедуру постановки граждан на земельный учет и предоставление земельных участков в собственность бесплатно, не были включены нормы, внесенные Законом Иркутской области от 13 декабря 2021 года № 125-оз в Закон Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее – Закон № 146-оз).

Статья 2 Закона Иркутской области № 146-оз, устанавливающая требования, которым должны отвечать многодетные семьи, дополнена новым условием - членам многодетной семьи не предоставлялась мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Еще одни изменения коснулись перечня документов, подтверждающих отнесение заявителей к категории граждан, обладающих правом на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. При этом, в регламентах не учитывались изменения, внесенные в постановление Правительства Иркутской области от 29 июня 2017 года № 428-пп «Об установлении перечня документов, подтверждающих отнесение заявителей к категории граждан, обладающих правом на предоставление земельных участков в собственность бесплатно» (в ред. от 14 декабря 2021 года).

3. В муниципальных правовых актах, устанавливающих местные налоги, включались нормы об обязательном представлении налогоплательщиками документов о налоговой льготе. В соответствии с частью 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предоставление таких документов является правом налогоплательщика.

4. В правовых актах о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства необоснованно предусматривалась передача сведений, включенных в названный Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (часть 4.2 статьи 18 Федерального закона 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») в АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», вместо уполномоченного на взаимодействие с ним органа исполнительной власти Иркутской области.

5. В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контролируемыми лицами являются граждане (к ним относятся также индивидуальные предприниматели) и организации. Положением о виде контроля устанавливаются случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, вправе предоставить информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия. В связи с этим, проведение контрольного мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения возникших обстоятельств (часть 2, 8 статьи 31).

Однако, в правовых актов данное право предоставлено контролируемым лицам, т.е. как гражданам, так и организациям, что не соответствует части 8 статьи 31 указанного федерального закона.

 

Информация о типичных нарушениях, допускаемых органами местного самоуправления, при подготовке муниципальных нормативных правовых актов за 2021 год

Настоящий Свод распространенных ошибок, допускаемых органами местного самоуправления, при подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр (далее соответственно – ОМС, муниципальные акты), разработан в целях координации ОМС в правотворческой сфере и обеспечения соответствия оформления муниципальных актов федеральному законодательству и законодательству Иркутской области и основным правилам юридической техники.

1. Одна из частых ошибок при подготовке изменений в муниципальный акт, это внесение изменений в ранее принятый изменяющий его муниципальный акт, а не в основной акт. Следует отметить, что изменения вносятся только в основной муниципальный акт. Вносить изменения в основной муниципальный акт путем внесения изменений в изменяющий его муниципальный акт не допускается.

2. Так же часто встречаются случаи, когда в муниципальных актах, которые вносят изменения в другие муниципальные акты, отсутствуют основные реквизиты последних, в данном случае указывается только наименование изменяемого акта и не указывается его номер и дата принятия.

Отсутствие указанных реквизитов существенно затрудняет поиск измененяемого акта в информационной базе Регистра, а также может повлечь его некорректную регистрацию в нем.

Таким образом, при внесении изменений в муниципальный акт в индивидуализированном заголовке и в постановляющей части муниципального акта о внесении изменений, помимо наименования измененяемого муниципального акта, необходимо указывать его номер и дату принятия.

3. Также некоторыми ОМС в преамбуле муниципального акта в качестве правового основания его принятия ошибочно указываются методические рекомендации, типовые положения, модельные муниципальные акты, протесты (представления) органов прокуратуры, заключения правовых экспертиз и др.

В качестве правовой основы муниципального акта указываются положения соответствующих федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов (правовые акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств) и (или) законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых принимается (издается) муниципальный акт.

По общему правилу в преамбуле указывается правовая основа принятия (издания) правового акта, а также правовое предписание Устава муниципального образования, предусматривающее полномочие соответствующего органа, по принятию (изданию) муниципального акта. Также в преамбуле могут быть указаны цель и задачи муниципального акта, мотивы его принятия (издания).

Методические рекомендации, типовые положения, модельные акты ввиду своего содержания служат по большей части практическим руководством (инструкцией) при подготовке муниципального акта, но не его правовой основой.

Протесты (представления) органов прокуратуры и другие акты прокурорского реагирования также не могут служить правовой основой для принятия муниципального акта, поскольку не являются нормативными правовыми актами, содержат лишь указания на несоответствие муниципального акта законодательству Российской Федерации и необходимости его приведения с ним.

4. Также очень часто в заключительных положениях муниципальных актов, определяющих их порядок вступления в силу, указывается дата вступления в силу ранее даты опубликования и (или) подписания муниципального акта.

Данная ошибка обусловлена тем, что ОМС, принимающий муниципальный акт, желает распространить его действие на правоотношения, возникающие (возникшие) с даты, отличной от даты вступления данного правового акта в силу.

Предположим, что муниципальный акт принят 1 октября 2021 года и существует необходимость придать ему обратную силу и распространить его действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 года.

В этом случае рекомендуется использовать следующую формулировку: «Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года».

Не допускается в муниципальном акте устанавливать предписание о вступлении его в силу с даты, которая заведомо наступает до дня его официального опубликования и (или) принятия.

В этой связи также необходимо обратить внимание на формулировки, допускающие неоднозначность при исчислении срока вступления в силу муниципального акта.

Наиболее часто встречается следующая конструкция: «Постановление вступает в силу после его официального опубликования».

Содержание данной формулировки не позволяет четко определить, считать ли днем вступления в силу день опубликования муниципального акта или следующий за ним день.

Несмотря на то, что в законодательстве не закреплены обязательные формулировки вступления правовых актов в силу, во избежание двусмысленных толкований рекомендуем использовать следующие примеры:

1) когда необходимо чтобы муниципальный акт вступил в силу в день его опубликования: «Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования»;

2) когда необходимо чтобы муниципальный акт вступил в силу на следующий день после его опубликования: «Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования»;

5. Также следует обратить внимание на способы опубликования (обнародования) муниципальных актов ОМС.

В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) официальным опубликованием муниципального акта или соглашения, заключенного между ОМС, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

Вместе с тем, в настоящее время многие ОМС в качестве опубликования размещают муниципальные акты исключительно на своих официальных интернет-сайтах, не зарегистрированных при этом в качестве средства массовой информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Муниципальный акт, размещенный на таком информационном ресурсе, не может считаться опубликованным (обнародованным) официально.

Вместе с тем, в случае, когда по объективным причинам (например, малая численность жителей, особенности расположения муниципального образования и т.п.) опубликование в печатных средствах массовой информации нецелесообразно и собственное средство массовой информации органами местного самоуправления не учреждено, законным и допустимым является обнародование муниципальных правовых актов (включая уставы муниципальных образований), например, путем вывешивания их текстов на информационных стендах в общедоступных местах (в том числе в зданиях местных администраций) либо иным способом (Письмо Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 3.20-20/348).

При этом отмечаем, что указанный порядок опубликования в силу пункта 6 части 1 статьи 44 и частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, должен быть также предусмотрен в Уставе соответствующего муниципального образования.

6. Также при обработке муниципальных актов в Регистре встречается ошибка в выборе формы муниципального акта, в частности, «Постановление главы местной администрации».

Вместе с тем, в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Такая форма муниципального акта, как «постановление (распоряжение) главы местной администрации», Федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрена.

7. Также регулярно встречаются муниципальные акты, которые признают утратившим силу другой муниципальный акт, однако при этом не признаются утратившими силу акты вносимые ранее в него изменения. Возникает ситуация, когда изменения в утративший силу муниципальный акт фактически утратили силу, но при этом юридически не признаны таковыми. Соответственно сведений, о том, что данные акты признаны утратившими силу, в Регистре отсутствуют.

В этой связи следует учитывать, что признание утратившим силу правового акта должно сопровождаться признанием утратившими силу правовых актов, которыми в него внесены изменения. Признание утратившими силу структурных элементов правового акта, структурных элементов его пунктов должно сопровождаться признанием утратившими силу правовых актов или их отдельных положений, вносивших изменения в эти структурные элементы или дополнивших этими структурными элементами первоначальный текст правового акта.

8. Также распространённой ошибкой муниципалитетов является внесение изменений в недействующие муниципальные акты, а также муниципальные акты, признающие вновь действующими ранее признанные утратившими силу муниципальные акты.

Обращаем внимание, что в утратившие силу (недействующие) муниципальные акты не допускается внесение каких-либо изменений, в том числе положений придающих им обратную силу.

Кроме того, не допускается признавать действующими муниципальные акты, которые признаны утратившими силу. Не зависимо от этого эти акты по-прежнему считаются недействующими и в Регистре имеют соответствующий статус.

При возникновении необходимости в наличии муниципального нормативного правового акта, признанного утратившим силу, следует издать новый муниципальный акт, регулирующий указанные правоотношения.

9. Кроме того, в настоящее время сложилась ситуация, при которой большинство ОМС не представляют для включения в Регистр дополнительные сведения к муниципальным актам.

Часть 3 статьи 6 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 № 10-оз «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» к дополнительным сведениям к муниципальным актам относит в том числе:

акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (представления, протесты, требования об изменении нормативного правового акта, заявления в суд);

решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции;

решения, постановления и определения арбитражных судов (в том числе признающие муниципальные акты недействительными);

предписания антимонопольных органов;

акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона Иркутской области.

Таким образом, в целях обеспечения актуальности и достоверности сведений, содержащихся в Регистре, наряду с муниципальными актами в Регистр следует направлять и все имеющиеся к ним дополнительные сведения (при наличии).